Хадисы о достоинствах учёных

لولا من يبقى بعد غيبة قائمكم عليه السلام من العلماء الداعين إليه، والدالين عليه، والذابين عن دينه، بحجج الله، والمنقذين لضعفاء عباد الله من شباك إبليس ومردته، ومن فخاخ النواصب، لما بقي أحد إلا ارتد عن دين الله، ولكنهم الذين يمسكون أزمة قلوب ضعفاء الشيعة كما يمسك صاحب السفينة سكانها، أولئك هم الأفضلون عند الله عز وجل

Приведено в «Ихтиджадже» от Имама Аскари (А), что Имам Хади (А) сказал: 

Если бы после сокрытия нашего Каима не было учёных, призывающих к нему, указывающих на него, защищающих его религию доводами от Аллаха, спасающих слабых рабов Аллаха от козней Иблиса и его воинства и насибитов, то не осталось бы никого в религии Аллаха, и все оставили бы её. Однако они держат поводья сердец наших слабых шиитов, так же как капитан корабля держит руль. Они — самые достойные пред Аллахом.

(«Ихтиджадж», С. 15)

علماء شيعتنا مرابطون بالثغر الذي يلي إبليس وعفاريته، يمنعونهم عن الخروج على ضعفاء شيعتنا، وعن أن يتسلط عليهم إبليس وشيعته النواصب

Там же приведено, что Имам Садык (А) сказал:

Учёные из числа наших шиитов — охраняющие границы от Иблиса и его ифритов, препятствующие им подступиться к слабым из числа наших шиитов и препятствующие тому, чтобы ими овладели Иблис, его шииты и насибиты.

(«Ихтиджадж», С. 14) 

فقيه واحد أشد على إبليس من ألف عابد

Имам Али (А) сказал:

Один факих хуже для Иблиса, чем тысяча поклоняющихся.

(«Амали» Туси, том 1, С. 416).

فأما من كان من الفقهاء صائنا لنفسه، حافظا لدينه، مخالفا لهواه، مطيعا لامر مولاه فللعوام أن يقلدوه. وذلك لا يكون إلا [في]بعض فقهاء الشيعة لا جميعهم

От Имама Аскари (А), что Имам Садык (А) сказал:

«Однако что касается факихов, которые берегут свою душу, хранят свою религию, противоречат страстям и подчиняются повелениям их повелителя (Имама), то простые люди могут следовать им (делать таклид им). И таковыми являются только некоторые из шиитских факихов, а не все они».

(«Тафсир Имама Аскари», С. 300).

اَمَّا الْحَوادِثُ الْواقِعَةُ فَارْجِعوُا فیها اِلی رُواةِ حَدیثِنا، فَاِنَّهُمْ حُجَّتی عَلَیْکُمْ وَاَنَا حُجَّةُ اللّهِ عَلَیْهِمْ

Имам времени Махди (А) сказал в письме Исхаку ибн Йакубу:

Что касается происходящих с вами событий (то есть возникающих вопросов), то обращайтесь по их поводу к передатчикам наших хадисов. Они — мой довод над вами, а я — довод над ними.

(«Камалу дин», том 1, С. 485).

قيل لأمير المؤمنين عليه السلام: من خير خلق الله بعد أئمة الهدى ومصابيح الدجى؟ قال: العلماء إذا صلحوا.
قيل: فمن شر خلق الله بعد إبليس وفرعون ونمرود، وبعد المتسمين  بأسمائكم والمتلقبين  بألقابكم، والآخذين لأمكنتكم، والمتأمرين في ممالككم؟
قال: العلماء إذا فسدوا

От Имама Аскари (А) от Имама Садыка (А):

«У повелителя верующих (А) спросили: “Кто является лучшим творением после Имамов прямого пути и светочей во мраке?ˮ. Он сказал: “Учёные, если они праведныˮ. И у него спросили: “Кто является худшим творением после Иблиса, Фараона, Нимруда и тех, кто присваивает себе ваши имена и прозвища и лишает вас вашего места и прав?ˮ. Он сказал: “Учёные, если они нечестивы».

(«Тафсир Имама Аскари», С. 303). 

ل أن من علم الله من قلبه — من هؤلاء العوام — أنه لا يريد إلا صيانة دينه وتعظيم وليه، لم يتركه في يد هذا الملبس الكافر.
ولكنه يقيض له مؤمنا يقف به على الصواب، ثم يوفقه الله تعالى للقبول منه 

От Имама Аскари (А) от Имама Садыка (А): 

«Если же Аллах будет знать, что в сердце простеца (то есть простого человека, не ученого) из числа наших шиитов нет ничего, кроме преданности религии и возвеличивания своего повелителя (Имама), то Он не оставит его в руках этого переодетого кафира (то есть лже-ученого, который вводит шиитов в заблуждение), но пошлёт к нему верующего (истинного и праведного ученого), который будет говорить ему об истине, и Аллах сделает так, что тот примет его слова».

(«Тафсир Имама Аскари», С. 302).  

إذا كان يوم القيامة جمع الله (عزَّ وجلّ) الناس في صعيد واحد ووضعت الموازين، فيوزن دماء الشهداء مع مداد العلماء، فيرجح مداد العلماء على دماء الشهداء

Имам Садык (А) сказал: 

В Судный День Аллах соберет все творения в одном месте, и будут расставлены весы, и будет взвешены кровь шахидов и чернила ученых – и чернила ученых перевесят.

(«Сараир», С. 289).

النظر إلى وجه العالم عبادة

От Повелителя верующих (А), что Посланник Аллаха (С) сказал:

Смотреть на лицо учёного — ибадат (поклонение Аллаху).

(«Джафарият», С. 194).

 رفعه إلى أمير المؤمنين (عليه السلام) انه قال: بينما أنا جالس في مسجد النبي (صلى الله عليه وآله وسلم) إذ دخل أبو ذر فقال: يا رسول الله جنازة العابد أحب إليك أم مجلس العلم؟ فقال رسول الله (صلى الله عليه وآله وسلم): يا أبا ذر الجلوس ساعة عند مذاكرة العلم أحب إلى الله من ألف جنازة من جنائز الشهداء والجلوس ساعة عند مذاكرة العلم أحب إلى الله من قيام ألف ليلة يصلى في كل ليلة ألف ركعة والجلوس ساعة عند مذاكرة العلم أحب إلى الله من ألف غزوة وقراءة القرآن كله.

От Повелителя верующих Али (А):

Я сидел в мечети Пророка (С), и в это время вошёл Абу Зарр и сказал: «О Посланник Аллаха! Что более любимо тобой — участие в похоронах поклоняющегося или участвовать в собрании знания?»

Он сказал: «О Абу Зарр! Сидеть один час среди тех, кто поминает знание, лучше перед Аллахом, чем участвовать в тысяче похорон шахидов. И сидеть час среди тех, кто поминает знание, лучше перед Аллахом, чем выстаивать в намазе тысячу ночей, и в каждую ночь прочитать тысячу ракятов. И сидеть час среди тех, кто поминает знание, лучше перед Аллахом, чем тысяча битв и чтение всего Корана».

(«Джамиу ль-ахбар», С. 109).

 جلوس ساعة عند العلماء أحب إلى الله من عبادة الف سنة والنظر إلى العالم أحب إلى الله من اعتكاف سنة في البيت الحرام وزيارة العلماء أحب إلى الله تعالى من سبعين طوافا حول البيت وأفضل من سبعين حجة وعمرة مبرورة مقبولة ورفع الله تعالى له سبعين درجة وأنزل الله عليه الرحمة وشهدت له الملائكة أن الجنة وجبت له

Ибн Фахд Хилли привёл, что Повелитель верующих Али (А) сказал:

Сидеть один час возле ученых лучше перед Аллахом, чем поклоняться в течение тысячи лет. Взгляд на ученого лучше перед Аллахом, чем затворничество (итикаф) в Запретного мечети в течение года. Посещать ученого лучше перед Аллахом, чем семьдесят тавафов вокруг Каабы и лучше, чем семьдесят принятых хаджей и умр. Такого человека Аллах поднимет на семьдесят степеней, низведёт ему милость, и ангелы возвестят ему, что Рай обязателен для него.

(«Уддату даи», С. 66).

 يغفر للجاهل سبعون ذنبا قبل أن يغفر للعالم ذنب واحد

Повелитель верующих Али (А) сказал:

Джахилю простятся семьдесят грехов, прежде чем ученому простится один грех.

(«Кафи», том 1, С. 47).

عالم ينتفع بعلمه أفضل من سبعين ألف عابد 

Имам Бакир (А) сказал:

Ученый, чьим знанием пользуются (или чье знание полезно), лучше, чем семьдесят тысяч поклоняющихся.

(«Кафи», том 1, С. 33).

إذا كان يوم القيامة بعث الله عز وجل العالم والعابد فإذا وقفا بين يدي الله عز وجل قيل للعابد: انطلق إلى الجنة وقيل للعالم: قف تشفع للناس بحسن تأديبك لهم

Имам Садык (А) сказал:

Когда наступит Судный День, Аллах воскресит ученого и поклоняющегося. Когда они предстанут перед Аллахом, будет сказано поклоняющемуся: «Иди в Рай». А ученому будет сказано: «Встань и заступайся за людей по степени твоего воспитания их».

(«Илалу шараи» Садука, С. 394).

ما من أحد يموت من المؤمنين أحب إلى إبليس من موت فقيه

Имам Садык (А) сказал:

Самая любимая смерть для Иблиса — это смерть факиха.

(«Кафи», том 1, С. 38).

إذا مات المؤمن الفقيه ثلم في الإسلام ثلمة لا يسدها شئ

Имам Садык (А) сказал:

Когда умирает верующий факих, в Исламе образуется брешь, которую не заполнит ничто.

(«Кафи», том 1, С. 38).

المؤمنين الفقهاء حصون الإسلام كحصن سور المدينة لها

Имам Казым (А) сказал:

Верующие факихи — защита Ислама, подобно тому как стены города защищают его.

(«Кафи», том 1, С. 38).

 ان من حق العالم أن لا تكثر عليه السؤال ولا تأخذ بثوبه وإذا دخلت عليه وعنده قوم فسلم عليهم جميعا وخصه بالتحية دونهم واجلس بين يديه ولا تجلس خلفه ولا تغمز بعينك ولا تشر بيدك ولا تكثر من القول: قال فلان وقال فلان خلافا لقوله ولا تضجر بطول صحبته فإنما مثل العالم مثل النخلة تنتظرها حتى يسقط عليك منها شئ والعالم أعظم أجرا من الصائم القائم الغازي في سبيل الله 

Повелитель верующих Али (А) сказал:

К правам ученого относится то, чтобы ты не задавал ему много вопросов и не хватал его за одежду, а когда войдёшь к нему, так что у него будут присутствовать люди, то поздоровайся с ними всеми, а потом поздоровайся с ним отдельно. Сиди перед ним и не сиди позади него. Не делай знаки глазами, не указывай руками и не говори много раз: «Сказал такой-то и сказал такой-то», — если это противоречит его словам. Не досаждай ему долгими разговорами, ибо пример ученого — как пример пальмы: ты ждёшь под ней, пока на тебя не упадёт что-то с неё. Награда ученого больше, чем награда постящегося, выстаивающего намазы, сражающегося на пути Аллаха.

(«Кафи», том 1, С. 37).

إذا رأيت عالما فكن له خادما

Повелитель верующих (А) сказал:

Если увидишь ученого, то будь ему слугой.

(«Гурару ль-хикам», 4044).

من وقر عالما فقد وقر ربه

Повелитель верующих (А) сказал:

Кто почитает учёного, тот почитает своего Господа.

(«Гурару ль-хикам», 7063). 

يأتي زمان على الناس يفرون من العلماء كما يفر الغنم من الذئب ابتلاهم الله تعالى بثلاثة أشياء  يرفع البركة من أموالهم سلط الله عليهم سلطاناً جائرا. يخرجون من الدنيا بلا إيمان

Посланник Аллаха (С) сказал:

«Наступит для людей время, когда он станут убегать от ученых, как овца убегает от волка. И Аллах накажет их тремя вещами: первое – баракят будет убран от их имущества, второе – Аллах поставит над ними тираничного правителя, третье – они уйдут из этого мира без имана».

(«Бихар», том 22, С. 98).

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ